Победителю 2006 года, команде французского колледжа Lyce’e La Joliverie, есть чему радоваться — 2 885 км на литре чистейшего спирта. Их машинка под номером 3, ехавшая на этаноле, оказалась самой экономной, а № 158, сжигавшая водород, — третьей, уступив второе место очень похожей модели, также работавшей на водороде Когда-то в далеком социалистическом прошлом пресловутыми «пол-литрами» можно было за многое расплатиться, ну разве что из столицы до Крыма не доехали бы. А сегодня такой маршрут может стать реальным, только понадобится не водка, а… литр бензина, которого хватит на поездку к морю и обратно. «Трудно поверить», — скажете вы. Но не спешите с выводами, когда речь идет про автомобиль, участвовавший в экомарафоне компании Shell, которому одного литра АИ-95 хватает почти на 4 000 км! Идея организовать соревнования с максимальным пробегом на одном литре топлива созрела у маркетологов крупнейшего нефтяного концерна Shell более полувека тому назад. Тогда и состоялся первый «Международный марафон пробега» (Shell International Mileage Marathon) в штате Иллинойс. Его результаты не привели, да и не могли привести к падению продаж бензина: люди, конечно, хотят сэкономить на топливе, но не готовы пересесть из огромных тяжелых лимузинов с кондиционерами в утлые, почти невесомые полувелосипеды с моторчиками от авиамоделей «Мышка» из Турции заняла лишь 106-е место, «пробежав» на литре бензина всего 287 км В общем, соревнования так и остались просто соревнованиями, хотя и переместились в 1985 году в Европу: на трассах Великобритании и Франции они проводятся теперь ежегодно. Экономия железа Удивительное дело: как только мы ставим во главу угла какой-то один параметр из характеристики транспортного средства, оно начинает видоизменяться, чтобы наилучшим образом соответствовать предъявленным требованиям. Если этот параметр — максимально возможный пробег на литре топлива, то автомобиль превращается в одноместную капсулу, плотно охватывающую пилота, катящуюся на узеньких велосипедных колесах с жесткими (может быть, даже литыми) шинами. Капсула эта, конечно, должна быть максимально обтекаемой и легкой — даже легче водителя, если получится. В общем, ничего лишнего и даже того, что кажется совсем не лишним. Например, зачем на соревнованиях фары, генератор, стартер? С такими вопросами можно было бы далеко зайти, если бы не «Регламент» для марафона, написанный на 30 страницах и утвержденный Shell. В нем подробно изложены требования к машинам, судьям, пилотам и прочим важным вещам. Лауреат второго «социального» приза за... организацию конкурса «Мисс и мистер Марафон» Вот, например, сам экипаж должен быть как минимум трехколесным с базой не менее метра и колеей от 50 до 110 см. Иначе легкая машинка будет запросто «кувыркаться» на трассе. Нельзя обойтись без четырехточечного ремня безопасности, гудка(!) и двухконтурной тормозной системы. В отдельную группу в «Регламенте» выделены так называемые «Урбан-концепты». Это — дань тем, кто все-таки надеется доехать на литре бензина до Черного моря по дорогам общего пользования. Такая машинка должна иметь шансы получить номера в ГИБДД, а следовательно, ей нужны 4 колеса, ветровое стекло, дверь, багажник (не менее 40 л), зеркала заднего вида, фары, сигнальные фонари и даже буксирный крюк (наверное, на случай, если все-таки бензин в дороге кончится). Кузов из папье-маше принес французам приз за экодизайн, несмотря на 118-е место Весьма специфические требования связаны с процедурой измерения истраченного на дистанции топлива. Понятно, тут могут сыграть роль даже последние капли бензина, оставшиеся в трубопроводах, карбюраторе или форсунках. Поэтому всю систему делают легкосъемной, чтобы ее можно было без проблем взвесить на аналитических весах до и после заезда. Разумеется, конструкция двигателя отдана на откуп командам. Каждая придумывает что-то свое, но автомобильных рабочих объемов здесь не бывает. А вот 26,6 см3 — запросто. При степени сжатия 13:1 такой цилиндр-наперсток выдает 0,768 л. с. и 1,8 Н.м крутящего момента. При этом моторчик совсем не прост: в нем два кулачковых вала, два клапана и две свечи! Описываемый гоночный болид тянет на 38 кг (без водителя, конечно) и обладает великолепной аэродинамикой: коэффициент сопротивления СХ=0,158 при площади лобового сечения 0,67 м2. Пилот управляет им лежа, скрючившись между передними колесами, а заднее приводится во вращение моторчиком с помощью велосипедной цепи. Впечатляет? Но Revolution, построенный командой Национального политехнического института из Гренобля, несмотря на громкое название, — вовсе не рекордсмен, ведь ему литра бензина хватило лишь на 1 264 км. Неужели можно еще уменьшить мотор? Наверное, только зачем? Ведь, например, дизельная английская «Минерва» в свое время показала заметно лучший результат — 1275,6 км, при том, что объем ее цилиндра был целых 232 см3. Так что дело не в объеме, а в продуктивности идей разработчиков!
|